История дома наркомфина в Москве

Знаменитый дом Наркомфина в Москве возведен в 1930 году по указанию министра финансов Николая Милютина. Его архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис поставили перед собой грандиозную цель создать первый в мире дом-коммуну, символ общего быта строителей светлого будущего. Адрес строения: Новинский бульвар, дом 25. Сегодня объект, преобразованный после последней реставрации в 2017-2019 годах, внесен в коллекцию памятников архитектуры как символ советской идеи конструктивизма.

Конструктивное решение

Внешне объект представляет собой куб на 4 этажа для коммунального блока и пристройку жилого дома на 6 этажей длиной более 80 метров. Оба строения соединяет переход, призванный облегчить перемещение граждан между квартирами и объектами быта: столовой и детским садом, расположенными в дополнительной части здания. Проекты квартир тщательно разрабатывались с учетом уровня освещения, качества планировки и цветовой гаммы. Выбор был сделан в пользу двухуровневых вариантов с окнами, выходящими на противоположные стороны горизонта. В процессе постройки использовались материалы, уникальные для своего времени: фибролит, железобетон, пустотелые камни.

Внутри здания были предусмотрены квартиры на 50 семей. Назвать их квартирами можно условно: на языке архитекторов они именовались как ячейки с рациональной планировкой без индивидуальных ванны и туалета. Сравнительно высокие потолки были призваны компенсировать неудобства ограниченной площади. Ячейка типа F была предназначена для проживания небольшой семьи, ячейка К – двухъярусная квартира с двумя спальнями. Общий коридор-галерея был украшен ленточным остеклением и сдвижными рамами. Ориентация квартир на разные стороны здания обеспечивала проветривание внутреннего пространства.

Общий вес конструкции распределялся между тремя столбами, полностью отлитыми из бетона. Расположение стен позволило снять с них лишнюю нагрузку и обустроить фасад металлическими витражами, придав ему стильный индустриальный вид. Для снижения внутренних стен использовались пустотелые камни, для перегородок – фибролит.

Идеологическая подоплека

Замысел архитекторов был продиктован новой идеологией молодого государства — наладить общежитие советских граждан, которые вместе отдыхают, дружно обедают и живут в одном ритме. И новый дом Наркомфина должен был ознаменовать переход от единоличной жизни за каменными стенами к настоящей коммуне, не лишенной бытовых удобств. Тем более что заказчик проекта, министр финансов Милютин всячески поддерживал инновационные решения в строительстве, подчиненные идее рационализаторства. В результате получилось здание некоего переходного типа, где элементы личного пользования в виде раковины и плиты сочетались с общим гаражом, прачечной, сушилкой и столовой.

Новоселов предполагалось освободить от хлопот по обустройству. Встроенная мебель была закуплена и установлена точно в подходящих зонах. Освещение было точечным и общим, дополняя нехватку солнечного света. Протяженная галерея играла роль общего коридора и экономила внутреннее пространство.

Прошлое и настоящее

Грандиозная идея не нашла живого отклика у горожан. Общей столовой отказались пользоваться сразу, и ее пришлось закрыть. Невостребованный блок отдали под типографию, а позже в нее переселились конструкторы московского КБ. Здание не раз включалось в список главных мировых объектов, обреченных на уничтожение. Реставрация 2017-19гг. позволила частично вернуть ему первоначальный вид и превратить в современный дом, квартиры которого пользуются сегодня повышенным спросом творческой элиты.

Купить акции американских компаний