Как научить ребенка считать?

Гостевая статья

Учить ребенка основам счета можно начинать с двух-трех лет. К этому возрасту малыш достаточно развит для того, чтобы выяснить, сколько кубиков лежит в его коробке с игрушками. Правда, это желание не возникнет само по себе, и прежде чем учить считать, чадо нужно как следует заинтересовать. Помогут в этом обычные, привычные для ребенка предметы. Рассказ о том, что в коробке лежит именно 10 палочек, и предложение пересчитать их все, заинтересует малыша, ведь для него счет – нечто новое, касающееся непосредственно его любимых вещей и игрушек. Дело за малым — убедить чадо в том, что считать — это интересно. Как это сделать?

Во-первых, в-третьих и десятых, не требовать и не настаивать. Начинать же рекомендуется с самого простого: «Вот одна кукла, а где еще одна? А сколько их вместе? Две? А вместе с этим мишкой?»

Задача родителей – сделать так, чтобы зарождающийся интерес к математике был неподдельным. Спросите у малыша: «Сколько ты хочешь шоколадок (мячиков, машинок)?» Увидели блеск в детских глазах? Хороший признак!

Идете гулять? Пусть ребенок вслух считает ступени или шаги. Постоянное проговаривание: «один, два, три, четыре…» и так далее поможет малышу скорее выучить цифры. Освоив счет до десяти, научите ребенка обратному счету.

Купили килограмм яблок? Попросите ребенка разделить их поровну между всеми членами семьи. Не нужно ничего высчитывать – пусть ребенок раздает всем по яблоку, пока не справится с задачей. Когда яблоки будут разделены, попросите его посчитать, сколько яблок досталось каждому, а потом вместе посчитайте, сколько же их было в пакете вообще. Короткое отступление: прежде чем прививать любовь ребенка к математике, убедитесь, что он теоретически знает счет. Научить ребенка считать до 10 не сложно – скорее всего, он с легкостью запомнит цифры и их последовательность, поскольку в возрасте от двух лет ребенок впитывает новую информацию подобно губке. Лишь убедившись, что ребенок выучил цифры, приступайте к следующему этапу: вам придется приложить немало усилий, чтобы объяснить ребенку, чем, например, отличается три от шести. Сделать это нелегко – да, ребенок выучил цифры, но в его понимании они все равнозначны. Здесь-то и пригодятся вышеописанные на примерах палочек, кубиков и яблок методы.

Убедившись, что у ребенка появилась тяга к счетной науке и он с удовольствием перебирает кубики, пытаясь их сосчитать (делает он это, конечно же, по известному лишь ему методу и в корне неправильно!), можно переходить к главному – ненавязчивому обучению ребенка не просто считать (то есть – перечислять цифры), а делать это правильно. Потому что умение рассказать по памяти цифры можно смело приравнять к стихотворению, которое малыш выучил наизусть, и математика (умение вести счет предметам) здесь в принципе ни при чем. Вам придется построить занятия таким образом, чтобы ребенок понял главное: за выученными им цифрами стоят реальные вещи и предметы, их нужно уметь пересчитать и определить их общее количество. Для этого нужно научиться читать цифры, то есть – уметь писать и узнавать их в письменном виде, а также знать числовой ряд – понимать значение цифр и их последовательность (например, цифра 8 идет после 7 не просто так, а потому что это число больше предыдущего).

Осваивать правила сложения и вычитания пока рановато – это следующий, более сложный этап, к которому переходить не стоит, пока досконально не будет освоен предыдущий.

Многих родителей интересует вопрос: сколько и в каком возрасте ребенок должен уметь считать? Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что речь идет не о банальном зазубривании цифр, а понимании конкретных значений. Учитывая, что до определенного возраста дети могут отличаться друг от друга в развитии и формировании мозга (который принимает непосредственное участие в восприятии и произведении информации), каждый родитель должен сам определить подходящее время. Убедиться же в том, что дети развиваются по-разному, можно на реальных примерах: если один ребенок может ездить на велосипеде уже в 4 года, то другой едва ли держит равновесие, отметив 6-й день рождения. Поэтому не стоит сразу нагружать ребенка математикой по полной, считайте кубики и палочки до тех пор, пока малыш не будет делать это легко и непринужденно. И только потом переходите к осваиванию более сложных навыков.

Чтобы ребенку было проще понять значение чисел после 10, объясните ему, что числа второго десятка практически полностью повторяют числа первого, то есть, число одиннадцать – это десять плюс один, и так далее. Предложите ребенку продолжить начатый вами ряд таким образом, чтобы он сам досчитал до 20, а потом – и до тридцати. Обратите особое внимание на моменты, которые у ребенка пока не получаются. Это очень важно, ведь считая второй и дальнейшие десятки, ребенок повторяет не заученные цифры, а продуманные им результаты. Убедившись, что малыш легко считает до 20 и больше, можно учить его считать до ста. Ребенок уже понял логическую связь чисел и готов не только считать, но и осваивать сложение и вычитание.

Азы сложения и вычитания

Объясняя ребенку правила сложения и вычитания, многие учат ребенка считать с помощью палочек либо собственных пальцев. Психологи не рекомендуют этого делать, потому что, во-первых, потом отучить ребенка от этого будет очень сложно, а во-вторых, считая с помощью реальных вещей (тех же палочек), ребенок, может , и лучше усваивает урок, но только механически , при этом работа в уме не ведется, память не задействуется в процессе, и от такого обучения будет мало толку: умственное развитие как бы стопорится на этих палочках и пальчиках, и ребенок попросту не хочет проводить мысленный анализ (зачем, если можно сложить или отнять палочки?). А между тем, лишь научившись математике «в уме», ребенок сможет вникнуть в эту сложную науку, особенно когда речь дойдет до задач и примеров с умножением и делением.

Помогите ребенку проработать примеры сложения и вычитания в уме на примерах однозначных чисел. Ребенок справляется? Отлично, значит, можно переходить на двузначные числа. Вначале ребенок может столкнуться со сложностью, ведь если комбинации примеров с цифрами до 10 он мог попросту запомнить и выучить, то двузначные числа это практически исключают. Понадобится понимание сложения и вычитания в десятках, которое можно делать на тех же палочках, но потом все же желательно проводить устно, чтобы в процессе была задействована тактильная детская память, сообразительность и интеллект. Решать задачи и примеры ребенка обучат в школе, но подготовить его к этому – задача именно родителей. Еще до того, как стать первоклассником, малыш должен уметь пересчитать рыбок на картинке и четко ответить на вопрос, сколько останется рыбок, если вот эти две уплывут, а еще лучше: сколько конфет нужно купить, чтобы угостить всех девочек в детсадовской группе? А сколько нужно, чтобы угостить и мальчиков? А чтобы всем досталось по две конфеты?

Не нагружайте ребенка сверх меры – мучить его, предлагая обратный счет, пока не стоит – пусть закрепится уже достигнутый результат, тем более, дошкольников мыслительные процессы быстро утомляют.