Как правильно реагировать на критику?

Как правильно реагировать на критику?

Перовое, что вам нужно сделать – успокоиться и сдержать эмоции. Справиться с чувствами бывает трудновато, но вам придется научиться этому искусству.

Критика может быть разной: от незначительных колких замечаний – до крика и оскорблений. Нелестные слова вы можете услышать от начальства, друзей, мужа коллег по работе или близких родственников.

Важна только ваша реакция на критические сами замечания, да и собственно, форма, в которой выражены эти самые замечания.

Давайте мы сейчас разберемся, какие виды критики встречаются и как вам следует вести себя при тех или иных обстоятельствах.

Справедливая критика

Если человек, высказывающий вам замечание, может точно указать где, когда и как вы совершили промашку, то вам придется признать свою вину, извиниться и, по возможности, исправить допущенную ошибку. Не имеет значения, кто произнес эти слова: муж, начальник, подруга или сотрудник. Этот человек наводит точный факт, и спорить с этим бесполезно. Например, ваша подруга говорит: « Ты сегодня обещала поехать со мной в больницу. Я тебя прождала столько времени и все напрасно. Мне было очень неприятно».

Здесь все ясно – вы виноваты, и нужно в этом признаться. У вас нет никаких причин, чтобы обижаться на собеседника, ведь он выразил свое недовольство в разумной форме, указал вполне конкретный факт, и дал вам понять, что на этом инцидент исчерпан. Вас ничем не унизили, следовательно, никаких причин для злости или бурной реакции у вас нет и быть не может.

Кстати, если вы знаете, что не смогли справиться с той или иной обязанностью по независящим от вас причинам, то обязательно скажите об этом. Орать и доказывать свою правоту не нужно – говорим спокойно, размеренно и наводим соответствующие факты.

Теперь давайте рассмотрим другой вариант критики.

Частично справедливая критика

Ваш оппонент разговаривает на повышенных тонах, выражается общими фразами и не указывает никакого конкретно допущенного вами промаха. Например, ваш муж заявляет: « Ты никогда ничего не успеваешь. У тебя постоянно не хватает времени на семью»

Вполне возможно, что какое-то зерно истины в его словах есть. Но только вот выразился он слишком уж обобщенно и непонятно. Нервничать не нужно. Глубоко вздохните несколько раз и попробуйте задать своему собеседнику парочку уточняющих вопросов. Пускай он немного успокоится и попробует более точно сформулировать причину своего недовольства вашими действиями.

Довольно трудно держать себя в руках в такой ситуации. Но иного выхода у вас нет. Если вы дадите волю своим эмоциям, то через пару минут станете участницей бурного скандала, которого можно было избежать. Так что придержите свои чувства и попытайтесь выяснить у критикующего вас человека, что конкретно он имеет в виду, и какие именно ваши действия вызывают его недовольство. Было бы неплохо, если бы вы разговаривали спокойным и дружелюбным тоном – ваш оппонент сможет более объективно выразить свои мысли.

Несправедливая критика

Критикующий вас человек переходит на крик, использует оскорбления или нецензурные выражения и допускает другие подобные действия, направленные в ваш адрес. Естественно, вы чувствуете унижение, обиду и гнев, ведь вы ни в чем не виноваты. Вот тут и наступает самый ответственный момент.

Такие выражения может позволять себе ваш непосредственный начальник. От этого человека зависит ваша заработная плата, так что будьте внимательны. В любом случае вы должны держать себя в руках, не плакать и не переходить на крик. Попробуйте спокойно выяснить у своего руководителя, что именно вызвало его недовольство.

Если он на данный момент не контролирует свои эмоции, то дайте ему пару часиков, чтобы остыть и снова поинтересуйтесь причиной его поведения. Скорее всего, его злость прошла, и вы сможете поговорить спокойно.

Вполне возможно, что он признает свою неправоту и даже попытается извиниться, или, в крайнем случае, объяснит вам причины, по которым возникла эта неприятная ситуация.