Почему раньше на фото клали руку на плечо

Гостевая статья.

Современные фотоаппараты и камеры на телефонах позволяют делать разные фото, в том числе очень живые, яркие. Мы можем видеть на кадрах, как человек смеется, как развевается его одежда, волосы. Это все создает ощущение движения. Но если посмотреть старые снимки, сделанные вначале двадцатого века и позже, то вы заметите на них статичные позы.

Люди как будто напряжены, многие из них стоят ровно, как солдатики. Выражения лиц тоже не отличаются палитрой эмоций — обычно они строгие или вообще ничего не выражают. Даже обычную улыбку на первых фотографиях почти не встретить. А еще можно увидеть, что на многих снимках люди кладут на плечи друг другу руки либо держатся за руки. Интересно узнать, почему раньше на фото клали руку на плечо? Тогда читайте дальше.

Фотография — долгий и сложный процесс

Современные камеры работают быстро, практически моментально создавая снимок. Старые же устройства имели менее совершенную конструкцию. Чтобы подготовить оборудование к работе и сделать изображение, иногда требовался не один час. И совершенно точно такая процедура занимала больше нескольких минут. Во время самого фотографирования было важно, чтобы человек вообще не двигался — иначе кадр смазывался и исправить его уже не представлялось возможным. Из-за того что движения портили фотографии, люди на снимках стоят максимально ровно, не меняют мимику. Но стоять так непросто даже взрослому натренированному человеку, поэтому фотографы и придумали несколько простых способов облегчить ситуацию. Они предлагали своим клиентам:

  1. Опереться рукой на плечо сидящего. Есть такая версия, что рука на плече — это еще и символ уважения. Связано это с тем, что пожилые люди на снимках часто сидят, а их дети или внуки кладут им на плечи руки. Но и это объясняется сложностью создания снимков — именно пожилым было труднее всего стоять длительное время не двигаясь. Поэтому бабушек и дедушек часто сажали в кресло, на скамейку — а те, кто моложе, стояли рядом.
  2. Опереться на различные подставки, скульптуры и другие предметы. В фотостудиях тех времен было много предметов, благодаря которым людям было проще стоять. Вот почему на одиночных фото рядом с людьми часто есть какие-то высокие тумбочки, подставки и другие элементы.
  3. Взять в руки какой-нибудь предмет. Даже если человек подолгу мог стоять без поддержки, он часто не знал, куда ему деть руки. Тогда фотограф давал модели цветок, какой-то бытовой предмет — и поза получалась более естественной.

Получается, что рука на плече — это лишь один из способов сделать позу статичной и облегчить процесс для человека, которому долгое время предстоит не двигаться.

Психологическая причина такой позы

Когда человек нервничает, он часто не знает, куда деть руки. А процесс фотографирования для многих раньше был серьезным стрессом. Камера еще не была привычным делом, поэтому расслабиться перед ней было не очень просто. Многие люди даже боялись фотографироваться и думали, что в этом есть какая-то опасность. Отсюда и напряженные лица, неестественно зажатые позы.

Чтобы добавить хоть немного расслабленности, фотографы также старались занять руки своих моделей. Поза с рукой на плече выглядит более гармонично, чем когда руки прижаты к телу. Кроме того, чувствуя контакт с родственником или другом, человек меньше нервничал.

Иными словами, то, что раньше на фото клали руку на плечо, никак не связано с какими-то традициями или особым почитанием отдельных людей. Причина такой привычки в основном имела технический характер, а еще обуславливалась психологическим состоянием тех, кто собирался сфотографироваться на память.