Роль нетворкинга в бизнесе

Такое понятие в бизнесе как «нетворкинг» приобрело большую популярность на Западе. Однако в России до сих пор относятся без доверия к данному явлению. В менталитете россиян остались барьеры, которые мешают воспользоваться нетворкингом как инструментом для построения успешного бизнеса.

Проблемы нетворкинга в России

По мнению Лаборатории Касперского, которая на данный момент ведет свою деятельность в 200 странах, рекомендации в России работают не в полную силу. Если подробнее рассматривать данное понятие, то нетворкинг – это поиск и установка социальных связей, которые в дальнейшем помогают достичь каких-либо результатов в профессиональной деятельности. В частности, речь в рамках российских компаний может идти о том, что сотрудники рекомендуют своих друзей и знакомых на открытые вакансии. В более развитых компаниях в случае, если соискатель проходит собеседование и получает должность, то порекомендовавшему его сотруднику платят бонус в размере от 30 до 100 тыс. рублей.

Подобная программа рекомендаций распространена в Европе и Америке: в первом случае удается нанять до 20% всего персонала компании посредством рекомендаций, а во втором – цифра доходит до 40%. Если провести сравнение с Россией, то по такому принципу устраиваются только 9% соискателей.

Такой низкий процент связан в том числе и с особенностями культуры и менталитета России. Так, например, подобная методика у большинства будет связана в подсознании с выражением «блат», которое подразумевает отрицательное значение. В результате такое отношение большинства людей к понятию «нетворкинг» и создает препятствие для дальнейшего развития бизнеса.

В отличие от России на западном рынке нетворкинг – это один из главных двигателей развития бизнеса и продвижения в карьере. Этот инструмент развит настолько, что появились специальные курсы и тренинги, на которых люди разных возрастов могут получить базовые знания о построении социальных связей. На таких семинарах можно получить знания и навыки о том, как правильно ставить цель, о методах создания правильного впечатления, где лучше знакомиться и как эффективно это использовать, а также, как находить людей, которые могут напрямую способствовать развитию бизнес-деятельности и карьеры.

Основные принципы нетворкинга

Поскольку такой инструмент построения социальных связей развивается достаточно активно, то уже на данный момент можно выделить основные принципы и законы, на которых строится система нетворкинга. Специалисты в этой области подразделяют весь нетворкинг на два круга. В первый круг входит профессиональная деятельность человека: такие связи помогают развивать бизнес, а также получить продвижение в карьере. Второй круг – это личные связи: они связаны с частной жизнью человека, а также его увлечениями.

Основной девиз, которому подчиняется система нетворкинга на Западе: сначала отдавай, а потом проси. Если рассматривать его более детально, то это означает, что для начала человек должен сделать что-то полезное для нового знакомого, даже если это небольшая просьба – такой же в дальнейшем может обеспечить то, что в обратной просьбе не откажут.

Страх перед общением

Как уже упоминалось ранее, основная проблема недостаточного развития нетворкинга в России – это культурные особенности населения страны. Если рассматривать этот вопрос подробнее, то можно выделить основные особенности характера русского человека, мешающие построению прочных связей.

Первый факт состоит в том, что иногда бывает сложно начать знакомство из корыстных побуждений. У русского человека такой момент может вызвать внутренний дискомфорт, даже если вопрос касается простого обмена визитками. А о том, чтобы в дальнейшем использовать это знакомство для продвижения и развития бизнеса и вовсе вызывает неприятное чувство. К сожалению, из-за чрезмерной эмоциональности русскому человеку очень сложно заводить знакомство ради выгоды.

Второй момент заключается в том, что нетворкинг для русских людей – это не просто «холодное» формирование контакта и дальнейшее его использование. Здесь ключевую роль играет также доверие к новому знакомому. Однако это чувство не поддается рациональным и логичным законам бизнеса – оно либо появляется стихийно и в дальнейшем только укрепляется между людьми, либо оно так и не появляется. Для формирования такого круга доверия недостаточно простого обмена визитками на семинаре – здесь более сложный подход.

Доверительно отношение может создаться во время общих «деловых встречах», на работе либо на бизнес-тренингах – для этого необходимо видеть поведение человека в разных ситуациях, составить о нем первое впечатление. Только после этого этапа можно сказать, будет ли он подходить для определенного бизнес-проекта, для вакансии и т.д.

Кроме того, рекомендация подразумевает ответственность за человека – неважно, к какой работе он будет иметь отношение (сотрудник, репетитор, няня, стилист). Поэтому западные приема построения отношений не полностью подходят для создания доверительного круга.

Можно ли опираясь на эти факты, сделать вывод о том, что правила нетворкинга неприменимы в России. Однозначного ответа по этому вопросу нет, ведь некоторые из принципов легко применимы в нашей жизни. Для решения важных вопросов в бизнес-среде их можно и нужно активно применять, чтобы расширять свой круг контактов.